Русский детям
Словарь Россия
Интерактивные авторские курсы Института Пушкина
Войти
Зарегистрироваться

Литературный экспресс

Проект «Литературный экспресс» представляет собой пример создания виртуальной образовательной среды, ориентированной на формирование интереса к классической литературе как у носителей русского языка, так и у тех, для кого русский язык является иностранным.

На странице проекта представлен цикл видеолекций и виртуальных путеводителей по музейным коллекциям, посвященных жизни и творчеству 10 русских писателей-классиков: М. Лермонтову, А. Герцену, И. Тургеневу, А. Чехову, Ф. Достоевскому, А. Блоку, В. Брюсову, А. Толстому, Б. Пастернаку и М. Пришвину.

Отдельный раздел ориентирован на пользователей портала «Образование на русском», владеющих русским языком на уровне В1.

Проект подготовлен Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля (Литературный музей) в рамках ФЦП «Русский язык» на 2016–2020 гг. при участии ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина».

    Михаил Юрьевич Лермонтов

В видеоролике представлена небольшая виртуальная экскурсия по коллекции экспонатов Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва), посвященной жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Слушатели узнают, как писатель относился к творчеству А.С. Пушкина и Д.Г. Байрона, почему у Лермонтова на рабочем столе стоял бюст Наполеона, почему именно «Книгу судеб» представил юный поэт своим друзьям на новогоднем маскараде и какими увлечениями он скрашивал свой досуг.

Лектор – А.А. Соломонова, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.

    Александр Иванович Герцен

В видеоролике рассказывается о биографии и творчестве Александра Ивановича Герцена. Слушатели узнают, какие события из русской истории оказали влияние на формирование мировоззрения писателя, как складывалась его учеба и чем закончились первые литературные опыты. Отдельное внимание уделяется творчеству писателя в соотнесении с эстетикой натуральной школы. В центре внимания также революционные события во Франции и решение Герцена уехать из России в Лондон. Слушатели познакомятся с историей создания книги «Былое и думы», над созданием которой писатель работал 16 лет.

Лектор – И.С. Леонов, кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.

    Иван Сергеевич Тургенев

В видеоролике рассказывается о творчестве одного из значительных писателей второй половины XIX в. – Ивана Сергеевича Тургенева. Слушатели узнают о причинах популярности Тургенева в России и за ее пределами, кто такие западники и славянофилы и к какому из этих направлений относился писатель, какую роль он сыграл в продвижении русской литературы на Западе. Особое внимание уделяется роману «Отцы и дети», в котором Тургенев отразил столкновение двух миров («старого» и «нового») и двух типов личности (пассивного и деятельного). Ответом на споры персонажей о будущем страны и человечества становится изображение красоты окружающей природы. По мнению Тургенева, все человеческие споры и идеи преходящи, а природа вечна.

Лектор – И.С. Леонов, кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.

    Фёдор Михайлович Достоевский

В видеоролике рассказывается об одном из самых популярных русских произведений, написанных во второй половине XIX в., – романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Сам писатель называл его психологическим отчетом об одном преступлении. Слушатели познакомятся с комплексом философских, нравственных, социальных и идеологических проблем, отраженных в произведении; узнают, какие жизненные впечатления, полученные писателем, легли в основу этого романа; в чем, по мнению Достоевского, заключается причина бунта человека против вечных духовных законов. Достоевский отмечал, что теория главного героя Раскольникова создается в атмосфере страшного города, где уделом человека становятся страдания и смерть. И в этом городе появляется новое поколение людей – эгоисты, которые подменяют нравственные ценности собственными (часто корыстными) идеями. Спасением от этого нравственного тупика являются вера в Бога, покаяние и страдание.

Лектор – Е.К. Петривняя, кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.

    Антон Павлович Чехов

В видеоролике представлена небольшая виртуальная экскурсия по коллекции экспонатов Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва), посвященной жизни и творчеству Антона Павловича Чехова. Слушатели узнают, почему писатель стал носить пенсне, какое значение для него имел галстук-бабочка, почему он в больших количествах покупал собрания сочинений А.С. Пушкина, какой чемодан считал идеальным для путешествий, какое место в его жизни занимала Ялта. Отдельное внимание уделяется истории создания комедии «Вишневый сад».

Лектор – А.А. Соломонова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.

    Валерий Яковлевич Брюсов

В видеоролике рассказывается о жизни и творчестве одного из представителей литературы Серебряного века, новатора в области стихосложения – Валерия Брюсова. Слушатели узнают, в чем заключалась особенность данной литературной эпохи, какие эстетические системы в это время были представлены. Отдельное внимание уделяется связи русского поэта с французскими символистами. Вы узнаете, что представляли собой «Брюсовские среды», какой метод использовал писатель при создании романа «Огненный ангел», в чем причина особой любви Брюсова к Армении (и Армении – к Брюсову), а также, что представлял собой Высший литературно-художественный институт, созданный по инициативе писателя. Кроме того, слушатели познакомятся с основными проблемами современного брюсоведения.

Лектор – Т.К. Савченко, доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.

    Александр Александрович Блок

В видеоролике рассказывается о жизни и творчестве одного из наиболее ярких представителей литературы Серебряного века – Александра Блока, которого Анна Ахматова называла «трагическим тенором эпохи». Слушатели смогут ответить на вопрос, как складывалась литературная биография поэта (от ранних стихов, которые он начал писать с 5 лет, до последнего масштабного произведения – поэмы «Двенадцать»). Отдельное внимание уделяется образу Санкт-Петербурга и истории «Стихов о Прекрасной даме», отражению в них философии Вл. Соловьева.

Лектор – Т.К. Савченко, доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.

    Михаил Михайлович Пришвин

В видеоролике рассказывается о жизни и творчестве Михаила Пришвина, чье имя ассоциируется у современного читателя с описанием природы. Однако эти описания имеют не столько эстетический, сколько философский смысл. Сам автор отмечал, что в советское время он старался писать о радости, которую невозможно отнять у человека, и тем самым делал человека свободным. Слушатели познакомятся с биографией писателя, узнают о годах учебы, которая давалась ему не так легко, об истории взаимоотношений с первой и второй женами. Отдельное внимание уделяется автобиографическому роману «Кощеева цепь», который сам Пришвин назвал очерком своей жизни, его сказке-были «Кладовая солнца» (наиболее популярному произведению писателя на данный момент) и в особенности – созданию и истории публикации тайного дневника, который писатель вел на протяжении 50 лет.

Лектор – Т.К. Савченко, доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.

    Алексей Николаевич Толстой

В видеоролике рассказывается о жизни и творчестве Алексея Николаевича Толстого. Слушатели познакомятся с его биографией, детскими воспоминаниями писателя, описанием его жизни в советское время (нашедшими отражение в его романах и повестях). Творчество Толстого представлено в ретроспективном плане: от поздних и наиболее популярных произведений до ранней лирики. Слушатели также узнают о жанровом многообразии произведений писателя, его любви к сказкам, историческим и фантастическим романам. Особого внимания удостоился московский дом на ул. Спиридоновка, в котором жил Толстой со своей семьей. В настоящее время это – дом-музей писателя.

Лектор – Е.К. Петривняя, кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.

    Борис Леонидович Пастернак

В видеоролике рассказывается об одном из наиболее противоречивых произведений XX в. – романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Ключевой для размышлений становится фраза писателя: «Стихи для меня – необработанная, неосуществленная проза». Замысел романа появился у Пастернака довольно рано, однако был осуществлен лишь к концу его жизни. Слушатели познакомятся с различными, часто противоречивыми, мнениями об этом произведении; узнают о парадоксальной ситуации, в которой оказался роман (вручение Нобелевской премии автору, небывалая популярность за рубежом и постоянная критика на родине); отметят особенности поэтики романа.

Лектор – Т.К. Савченко, доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Видеоролик ориентирован на иностранных слушателей, владеющих русским языком на уровне В1

X

Ваше имя:
Ваш e-mail: